Многие столетия глиняные игрушки являются свидетелями расцвета и заката цивилизаций, отражением быта и жизни народов разных стран и континентов. Вне зависимости от социального статуса жителей России игрушки здесь были очень популярны. Тем не менее, первые образцы глиняных поделок были найдены на Кипре, в Египте и у индейцев-ацтеков, а не у нас. Фигурки были выполнены в виде животных — быков, баранов, лошадей, человечков и божков с шарнирными креплениями рук и ног, колесных повозок. Так что, появлению такого промысла способствовало нахождение залежей глины вне зависимости от географии. в
Русская глиняная игрушка
Старейшие из установленных при раскопках народные игрушки из глины относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры, бронзовому периоду. Археологи находили свистульки, фигурки зверей, топорики из глины и посудку в мини-варианте.
Игрушки лепили из глины и затем подвергали обжигу. Пик популярности для них наступил в России на излете 17-го и в 18-м веках. Точно известно, что богатые люди заказывали для своих детей дорогие глиняные поделки. Так в книге расходов Екатерины Первой и царя Алексея Михайловича есть комментарии о том, что царская семья скупала игрушки — фигурки домашних животных, птиц и даже целый городок с солдатами — на ярмарочной распродаже «Москва на торгу».
Со временем игрушки из глины стали общедоступны, и уже не только дети из зажиточных семей могли играться ими, но и бедные крестьянские ребятишки. Правда, сельская игрушка оставалась максимально упрощенной, по сравнению с городской.
К 19-му веку сформировались известные и сегодня центры, где массово изготавливалась керамическая игрушка:
- Скопин;
- Филимоново;
- Дымково;
- Абашево и другие.
Их производство развивалось в синергии и контаминации с другими искусствами: вышивкой, плетением кружев, резьбой по дереву. Символы и изобразительные принципы, мотивы, отделка были общими.
Значение глиняных игрушек
У такой керамики было много предназначений. Например, музыкальное. Множество полых внутри игрушек-свистулек могли издавать разные звуки — от самых низких (медведь) до средних (барашек) и высоких переливов (соловушка). Широко использовались и грематушки — так называли привычные нам погремушки. Самой старой из обнаруженных более 4 тысяч лет. В полые шары или фигурки с дырочками засыпали зерно, гремели и так развлекали малышей.
Еще одно значение — мифологически-обрядовое. Игрушки были наполнены узорами. Буквально каждый цвет, каждая линия несли в себе сакральный смысл.
- Птица — это отображение духов предков, символ радости;
- Барашек, теленок — плодородие, хозяйственность;
- Лошадь — оберег, символ солнца;
- Медведь — сила и мощь;
- Козлик — добро;
- Олень — изобилие и т.д.
Изделия применялись в народных обрядовых действах (позже — в христианских), ритуалах. Например, существовал фольклорный праздник, который назывался «Свистопляска». Во время него при помощи свистулек из глины изгонялись духи зла и болезней.
Дымковская глиняная игрушка
Практически повсеместно такие керамические изделия применяли в качестве декорирования дома. Фигурками украшали полки, комоды. При этом даже беглого взгляда на поделку было достаточно, чтобы определить ее вид и происхождение. Каждый регион отличался своими особенностями в лепке, раскраске и цветовой гамме. Различалась и глина, из которой они изготавливались. Наиболее подходящая для этого — жирная, из нее получались отменные игрушки.
Изучая керамику разных регионов легко проследить их историю, отношение людей к жизни. Стоит отметить, что большинство игрушек олицетворяли материнскую любовь, отцовскую заботу. Они обучали и развивали.
Одна из самых известных — Дымковская глиняная игрушка — появилась в 15-м веке. Название направлению дала слобода Дымковская, что под Вяткой. До сих пор здесь изготавливают вручную все фигурки и расписывают их. Раньше краски были анилиновыми и разводились они уксусом, перебродившим квасом или смешивались с яйцом. Поначалу заготовка покрывалась мелово-молочной смесью, затем — раскрашивалась. Из-под пальцев мастеров выходили барышни и кавалеры, петушки и лошадки, индюки и мишки. А орнаментом выступали круги, полоски, пятнышки, точки и клеточки. Каждый значок имел свой смысл: синие волны — вода, круги со звездочками внутри — небесные светила, линии накрест — колодцы и т.п. Цвета использовались яркие и контрастные — черная, желтая, красная, золотая. Обычно фигурки красили с использованием 10 цветов, причем, их не смешивали.
Сегодня мастерицы используют смесь гуаши и яйца, а также темперу. И каждое изделие — авторское и уникальное.
Керамические игрушки от Ярославской майолики
Ярославль — еще одно место, где фольклорные традиции чтут и сберегают. Как и много лет назад местные мастера производят из красной глины, залежами которой богат край, неповторимые изделия ручной работы: изразцы, столовую майолику, елочные игрушки, статуэтки, вазы и многое другое.
Творчество ярославских мастеров популярно по всей России. Яркими красочными изразцами украшались дома в столице и крупных городах страны. Они нашли отображение в живописи Врубеля, Васнецова, Малютина.
Благодаря тому, что Ярославская керамическая мануфактура создала свой интернет-магазин, изумительные работы могут купить как жители Москвы, так и обитатели небольших деревень на окраине России. Какой бы вид керамики вы не выбрали — это будет шедевр русского зодчества. Ведь наши умельцы бережно сохраняют традиции и воплощают их в современные конкурентоспособные товары.
Наши игрушки обжигаются дважды, поэтому они очень долговечные. А использование особой глазури и красок обеспечивает глянцевый блеск. Именно поэтому так велико разнообразие видов елочных игрушек. Их сотни! И каждая хоть чуть-чуть, но не похожа на другие.
В последнее время керамические игрушки снова вошли в моду, потому что они экологичные, авторские и очень красивые. Поэтому многие предпочитают покупать их для подарков. Полистайте странице каталога и насладитесь каждым фото. Наши игрушки можно рассматривать часами. Но и производятся они долго — иногда до трех недель!
Цените традиции, любите искусство, наслаждайтесь красотой. А мы будем создавать новые шедевры для вас!