Часть классического интерьера — камин. Он задает тон всему оформлению, наполняя дизайн нотками аристократичного благородства. Но ему можно придать фольклорный оттенок, отделав керамикой. Помещение сразу станет более теплым, домашним. То же можно сказать и о печи. Она сама по себе распространяет милую селянскую ауру. Кладка сразу же наполнит дом сказочным волшебством. В этой статье мы расскажем, об изготовлении изразцов.
Изразец — что это такое?
Интересна этимология термина. Буквальное значение слова означает — «то, что произошло из удара и вырезания». Причудливая языковая память отразила процесс изготовления в словах — «разить» и «ударять». Со временем лексические нюансы стерлись. Данной лексемой сегодня называют керамические предметы для кладки, получаемые из обожженной глины. Первое же упоминание относится к 15-му веку.
Изразцы наделены уникальными особенностями. Они обязательно покрыты глазурью — глянцевой, матовой, монохромной или разноцветной. Им свойственна художественная роспись. Часто в ее основе лежат фольклорные мотивы. В ней можно видеть героев народных сказок и песен. Задача мастера — сделать изразец с орнаментами в народном или авторском стиле.
Использование уникального продукта не изменилась с течением времени. Он нужен для облицовки каминов, печей и даже стен. Они способствуют сохранению тепла в помещении и в то же время служат уникальным декоративным элементом. С их помощью формируются интерьеры в восточном или русском стиле.
Главная конструктивная особенность — наличие румпы на тыльной стороне. Она представляет собой керамическую окантовку по периметру плитки с некоторым отступом от края к центру. Тем самым образуется полое пространство внутри.
Румпа увеличивает теплоемкость. Строителям известно — ничто так не хранит тепло, как воздушная прослойка. Поэтому обложенные керамикой печи и камины так долго остывают. Они обеспечивают приятный микроклимат даже после того, как дрова прогорели.
При этом румпа обеспечивает прочность плитки. Она служит дополнительным ребром жесткости. При внешнем изяществе изразцовая плитка — очень практичный облицовочный материал.
Технология изготовления изразцов
Классические методики по-прежнему актуальны. Но в промышленных объемах штучная, ручная деятельность уже не имеет первостепенной значимости. Современные методы направлены на увеличение масштабов производства. В то же время творческий подход сохранен. Например, в каталоге интернет-магазина «Ярославская керамическая мануфактура» представлены модели с изображением хорошо знакомой по сказкам Русалки или Единорога.
Этапы производства изразцов:
- Выполнение основы. В ней нельзя допустить наличие малейших пустот для придания прочности плитке. Красная глина сначала увлажняется. Затем начинается ее разминание для выдавливания малейших пузырьков воздуха.
- Подготовка формы заготовки. От этого этапа зависит рельеф изделия. На смену деревянным заготовкам, популярным ранее, пришел гипс. Мастер может придать ему любой вид — строгий или с оригинальным рисунком.
- Утрамбовка глины в заготовку.
- Выпаривание влаги. Для этого используются специальные сушильные камеры.
- Инструментальная обработка. При помощи инструментов удаляется лишний материал.
- Утильный обжиг (первый). Процедуру делают для придания будущему изделию высокой прочности. Температурный режим подбирается для каждой партии отдельно. Он зависит от того, сколько влаги осталось в заготовке. От правильности выполнения первого обжига зависит степень слияния декоративного финишного слоя с глиной. Если не додержать или передержать, в дальнейшем во время эксплуатации может происходить отскок эмали.
- Нанесение глазури и роспись. Глазурование делают художники-декораторы.
- Политой обжиг. Задача итоговой температурной обработки — обеспечить полное слияние декоративного слоя с основой. Он должен буквально срастись с нею.
При соблюдении технологии каждая плитка становится монолитной. Тем не менее, необходимо соблюдать правила транспортировки. Продукт перевозят как хрупкий товар, поскольку он изготавливается из глины.
Мастера «Ярославской керамической мануфактуры» дорожат своей репутацией профессионалов. Поэтому в компании контролируется качество каждого этапа. В частности, перед укладкой в тару плитку тщательно исследуются на наличие трещин. Ведь она не подлежит реставрации, сколы нельзя замаскировать. Поврежденные единицы попросту отбраковываются. Поэтому задача проверяющих — не допустить брак в партии любого объема.
Обратите внимание! Облицовка камина или печи требует подготовительной работы. В отличие от обычной керамической плитки под модели с румпой необходимо выполнить укрепление вертикальных поверхностей. Это достаточно тяжелый продукт. Готовая кладка будет иметь большой вес. Если не выполнить усиление стен, вся конструкция может обрушиться. В самом пессимистичном сценарии стена пойдет трещинами.
Декор
Открывая каталог образцов, невольно удивляешься обилию красок, фактур и орнаментов. Но было бы настоящей безвкусицей использовать модели с разным тематическим дизайном. Считается хорошим тоном выполнять кладку плиткой одного направления. Комбинирование орнаментов допускается только как окантовка краев или вставка акцентных пятен в общей композиции.
Их наиболее известные виды:
- Воронежские. Характерные признаки — использования желтых, светло-зеленых, а также коричнево-бордовых цветов. Использование их в одном проекте дает картинку, перекликающуюся по цвету с натуральным пейзажем.
- Муравленые (покрытые зеленой глазурью). Используется там, где дизайнерская концепция изначально ориентирована на 2 (максимум — 3) тона. Многоцветие исключается. Ведь эта школа развивалась до появления полихромной росписи. Главное достоинство школы — необычный рельеф.
- Майолика. Столь самобытную продукцию невозможно спутать ни с какой другой школой. Ее отличие — взрывная, максимально яркая позитивная цветовая гамма. Кроме того, Maiolica тяготеет к изображению бытовых сценок. Причем, изображенные персонажи весьма реалистичны. Каждый из них имеет не только запоминающуюся внешность, но и характер, который прослеживается в мимике, жестах, позах.
- Ярославские. Цветочная розетка до сих пор достаточно часто встречается в регионе. Такое украшение фасадов могли позволить себе только зажиточные ярославцы. Мозаика собиралась из разных фрагментов, поэтому орнамент кажется крупным. В нем можно видеть дивные цветы самых прекрасных оттенков. Присмотревшись, можно заметить, что в облицовке нет двух одинаковых плиток. Очертания цветов повторяются, перекликаются, но все же количество лепестков или их наклон везде разный.
- Гжель. Гжельская флористика кажется слегка небрежной. Даже в промышленных масштабах придерживается принцип имитации «под ручную» роспись. На плитке можно заметить неровные штрихи, не идеальные пропорции. Обязательное правило этой школы — крупные размеры образцов. Поэтому кладка делается быстро. Общий стиль легко поддерживается привнесением в интерьер украшений в том же художественном направлении.
- Голландские. Плитка напоминает стекло, настолько она гладкая и блестящая. Общая композиция смотрится невероятно элегантно. В ней переливаются белые и голубые оттенки. Орнамент заключен в синий или голубой круг на белом фоне. Встречаются и чисто белые модели, без малейших примесей. Использование других цветов — большая редкость. Особенность школы — полное отсутствие рельефного декора. Кладка выглядит как один перламутровый леденец.
Если вы решитесь на использование изразцов, не стремитесь к эклектике. В каждой школе хватает художественных возможностей для создания уютного пространства. Но решение должно быть продуманным. Вы не сможете кладку переложить или перекрасить. Она делается на годы.
«Ярославская керамическая мануфактура» готова предложить свои коллекции ценителям эксклюзивного интерьерного дизайна.