Балеарские острова в Средиземном море подарили миру солнечную майолику. Один из них — Майорка — дал название уникальной технологии обработки керамики. Через него в Италию провозили удивительную посуду, вазы, предметы обихода. Благодаря итальянскому произношению название смягчилось до «майолики». В настоящее время технология росписи в средиземноморском стиле имеет множество подражателей, что еще раз подчеркивает ее популярность.
Майолика: что это такое
Техника предполагает покрытие заготовки двумя слоями глазури с росписью в самых радужных оттенках. Верхний слой обычно рельефный.
Расходным материалом является белая или серая глина:
- фаянсовая;
- терракотовая;
- полуфаянсовая.
Материал пористый, что обусловливает его гигроскопичность. Но это не влияет на прочность изделия.
На территории России майолика распространилась в эпоху Средневековья. Глазированные плитки могли себе позволить только зажиточные дворяне. Они оформляли ими печи и камины. Как все хорошее, техника росписи быстро прижилась. В XVI веке майолика перестала быть экзотикой, а превратилась в добротный отделочный материал.
Разновидности
Каким бы ни были художественные направления, мастера разных стран придают им аутентичные акценты, наделяют их технологическими особенностями обжига. Культурологам известен также своеобразный подбор оттенков.
Региональное своеобразие палитр и текстур сохранилось и до нашего времени. Они до сих пор проявляются в керамических коллекциях. Сегодня майолика — это своеобразный отпечаток национальных культур.
Культурологи выделяют следующие разновидности майолики:
- Русская. Во времена князя Меньшикова (XVIII в), основавшего керамическую фабрику в Стрельне, плиточный декор считался знаком роскошной жизни. Даже посуда этой фабрики слыла символом материального достатка. А с XIX века по всей России распространились изразцы, производимые на Московском заводе Гребенщикова. Плитки были не только теплоемкими. Они напоминали произведения искусства и часто расписывались по мотивам Врубеля и Васнецова. Традиции производства, сосредоточенного в Ярославле и Гжели, сохранились до сих пор.
- Итальянская. Итальянцы создали школу майолики, которая справедливо считается символом эпохи Возрождения. Центр производства фаянса в провинции Фаэнц повсеместно прославил Италию. Тарелки, подсвечники, предметы обихода расписывались в рафаэлевском стиле. При первом взгляде на итальянскую майолику приходит мысли о нарочитой роскоши.
- Турецкая. Ни в одной стране мира керамисты не уделяют такое внимание микроскопическим деталям, как в Турции. Картины райских садов, виноградников, сказочных персонажей поражают детализацией. Турецкую maiolika можно рассматривать бесконечно, каждый раз открывая что-то новое для себя.
- Португальская. Своеобразие местной ручной росписи состоит в предпочтении двух цветов — бело-голубых разводов на белом фоне. Но в отличие от голландской росписи, орнамент не заключается в круг. Хотя основа остается такой же простой — белой, без примесей. Методика Лиссабонской школы и сегодня прослеживается в облицовке зданий городской архитектуры. Ее можно видеть при отделке станций метро и даже дворцовых стен.
Maiolika сегодня
«Ярославская керамическая мануфактура» предлагает ценителям интерьерного декора великолепные арт-объекты. Каждый из них служит украшением интерьера.
Например, роскошная ваза Гиацинты из красной глины с белой глазурью невольно привлекает внимание изяществом проработки каждого лепестка и крылышек бабочки. А керамическое панно на деревянной плашке восхищает реалистичностью зимнего пейзажа. Крыши домов и ветви елей кажутся запрошенными настоящим снегом. Он искрится и переливается. Кажется, что это не декоративная картинка, а настоящее окно в зиму.
В каталоге интернет-магазина «Ярославская керамическая мануфактура» можно выбрать также набор елочных игрушек. С ними в ваш дом придет древняя и такая современная майолика.