Изразцовая кладка сочетает функциональность и внешнюю привлекательность. Будучи ярким элементом интерьерного дизайна, она обладает высокими теплосберегающими свойствами. В большинстве случаев изразцы используют для облицовки печей и каминов. Но в истории русской архитектуры встречаются примеры фасадной кладки. Практическое назначение ее остается тем же — украшать и утеплять стены.
Разрушающие факторы
Изразец можно назвать обычным строительным материалом. Но его используют исключительно в отделке для создания уникальных, самобытных дизайнов.
Фронтальную сторону плитки украшают изображениями сказочных персонажей, птиц, фруктов, цветов невиданной красоты. Встречаются также обычные лилии, лотосы и чертополохи.
Керамисты тяготеют к созданию флористических узоров. Их излюбленный элемент — длинная виноградная лоза. Как правило, все графические элементы образуют круг, в центре которого находится персонаж или символ. Этому есть объяснение. Роспись обожженной глины как ремесло насчитывает не одну сотню лет. А на протяжении веков главным символом славянской мифологии было солнце (круг).
Конструктивное своеобразие изразцов состоит в наличии румпы. Лицевая часть может быть гладкой или рельефной, разноцветной или монохромной. Но с обратной стороны устраивается коробчатый элемент, несколько удаленный от края. В румпе имеются технологические отверстия для использования арматуры или специальных скоб для монтажа. Благодаря ей и сохраняется тепло, поскольку она полая внутри.
После высокотемпературного обжига в специальных печах декоративный слой сращивается с глиняной основой, образуя монолитный продукт. Прочность — безусловный плюс изразцовой кладки. Тем не менее, неблагоприятные климатические условия, атмосферные осадки, воздействие техногенного характера могут спровоцировать разнообразные разрушения.
В результате комплекса агрессивных факторов в кладке могут произойти следующие изменения:
- отслоение эмали;
- повреждение глазурного покрытия;
- появление микротрещин;
- растрескивание.
Самое опасное — разрыхление керамической основы из-за постоянного воздействия атмосферных осадков. Для любого керамического продукта чрезвычайно опасна влага и смена температурного режима.
Виды ремонтов
Профессиональные керамисты наработали большой опыт реставрации изразцов. Они восстанавливают глазурованный слой отдельных плиток или ремонтируют крупные фрагменты облицовки.
Прежде всего, эксперты проводят тщательный осмотр поверхности. Фиксируется общее количество обнаруженных дефектов и выясняются причины их появления.
Вид ремонта изразцов зависит от количества и качества повреждений:
- Текущий. Устранение небольших трещин при помощи глиняного или гипсового раствора с последующим их декорированием.
- Средний. Предполагается удаление верхнего слоя плиток, подвергшихся большому разрушению.
- Капитальный. Кладка меняется полностью. Только на первый взгляд кажется, что полная замена будет более трудоемкой, чем частичная реставрация. Устранение дефектов глазурованного слоя намного сложнее. Она требует особых технологий и самых новейших методик расплавления глазурей.
Поврежденные крупные фрагменты печи или камина легче вырубить и выложить вновь, чем вытаскивать из кладки 2 или 3 испорченных изразца. Помните, что изразцовая кладка монолитна! Этим и объясняется долговечность облицовки старинных зданий и храмов.
Способы восстановления декоративной части
Итак, если принимается решение о реставрации расписной части, то придется запастись терпением. Это кропотливая и очень долгая работа. Керамисты практикуют несколько методик. Одни из них более просты, но менее эффективны.
Это, прежде всего, попытка восстановить роспись. В распоряжении мастеров есть цветные эмали и масляные краски на базе синтетических смол, которыми можно буквально закрасить обнаруженные дефекты. Предварительно лицевой слой расплавляется горелкой. Преимущество методики в том, что прогревать придется только верхний слой.
Эффект будет достигнут очень быстро. Однако опытный керамист знает — это до поры до времени. Ведь румпа также будет подвержена частичному разогреву. Рано или поздно перепад температур спровоцирует отслаивание краски. Профессионалы называют такой способ полумерой.
Второй способ предполагает использование гипса или цемента. С их помощью заделываются сколы и выбоины. Далее происходит восстановление первоначального узора теми же масляными красками на основе смол.
Эффект будет кратковременным, как и в первом случае. Под воздействием постоянного цикла нагрев-остывание краска начнет терять цветовую насыщенность. Кроме того, по мере затвердевания цемент увеличивается в объеме. Это приведет к геометрической диспропорции.
Иногда используют гипс для заделки дефекта. Выполнить на нем роспись легче. Но гипс нельзя использовать во внешней среде. Атмосферные осадки достаточно быстро сведут работу реставратора на нет.
«Глиняные слепки»
Методика актуальная для восстановления архитектурных памятников. Например, в Ярославской области достаточно много особняков прошлых веков, фасады которых выложены розеткой. То есть, из отдельных плиток выкладывается цветочный орнамент по типу мозаики. Дом выглядит нарядно, кладка служит очень долго.
Но со временем начинается порча плитки. То же происходит с облицовкой храмов, многие из которых являются частью культурного наследия. В этом случае используются особые методики реставрации.
Технология «глиняных слепков» дает возможность воспроизвести изразцовый декор с максимальной точностью.
Реставрация выполняется в несколько шагов:
- Фотофиксация уцелевших образцов. На них впоследствии будет ориентироваться мастер. На этом этапе перечисляются особенности рельефных деталей, оттенки цветов. То есть, фото сопровождаются подробным описанием общей картины.
- Составление дефектной карты. Уцелевших образцов бывает достаточно много. По ним удается создать эскиз кладки. В нем уже отмечаются имеющиеся разрушения. Данный этап дает представление о полном объеме работ.
- Классификация разрушений. Все установленные сколы, трещины на лицевой части нумеруются и вносятся в отдельный перечень.
- Изготовление гипсового или пластилинового слепка. Пластилин применяется при работе с неглазурованными терракотовыми изразцами. Раствор гипса способен проникнуть глубоко в пористую структуру материала. А пластилин равномерно распределяется по поверхности. Пластилиновый слепок впоследствии переводится в гипс.
- Изготовление рельефа оригинала из гипса. Он будет служить шаблоном.
- Производство керамических образцов, которые будут внедрены в точки кладки, обозначенные в дефектной карте. При этом румпа делается меньше, чем в оригинале. Размер коробчатой части подбирается с учетом имеющегося образца-оригинала. Это буквально ювелирная работа — рассчитать ширину новой румпы! Она позволит отреставрированную кладку сделать ровной, находящейся в одной плоскости. Золотое правило реставрации — снимается только декоративный слой. В противном случае восстановление архитектурного памятника обернется его полным уничтожением.
Обратите внимание! После изготовления гипсового шаблона идет длительная процедура утверждения керамического образца. Соответствующие органы должны принять решение о том, что предложение художника-керамиста полностью аналогично имеющемуся произведению архитектуры.
Кроме того, этап производства керамического изразца по шаблону сопровождается работой многих специалистов. Их задача — добиться соответствия физико-химических параметров новой плитки и старого изразца. Абсолютно идентичными должны быть их параметры водопоглощения, механической прочности, морозостойкости и светоотражения. В противном случае отреставрированная кладка пойдет трещинами.
Перед запуском в производство новой керамической основы проводятся тестовые испытания на прочность.
Восстановление печи
Реставрация печного комплекса также предполагает предварительную фотофиксацию. При больших разрушениях составляется дефектная карта.
Есть два варианта проведения ремонта. Иногда механическому повреждению подвергается всего несколько изразцов. Их декоративный слой удается собрать из имеющихся осколков. Места стыков гипсуются и декорируются специальными красками. На заключительном этапе выполняется консервация акриловой пропиткой. Восстановленные участки служат долго.
Второй способ предполагает вырубание облицовки со всей фронтальной стенки. Если приходится менять варочную плиту, укреплять колосники, подтягивать дверцы, то о сохранении кладки придется забыть.
Соответственно, на это место монтируются новые плитки. Не рекомендуется вырубать, вычищать от раствора старые изразцы. Проще заказать новые в Ярославской керамической мануфактуре — по имеющимся образцам.
При капитальном восстановлении печи облицовку сохранить не удается. В самом деле, если владельцам приходится перекладывать топливник и менять траекторию дымовых каналов, от первоначальной изразцовой кладки не остается практически ничего.
Не огорчайтесь! Ярославские керамисты восстановят декоративное оформление вашей печи. Мастера мануфактуры тщательно оберегают традиции ремесла, дополняя их новыми технологиями. Возможно, в электронном каталоге компании вы подберете себе новые великолепные образцы глазурованных изразцов, расписанных вручную.