Бизнес, как кухня: все знают множество рецептов, но поистине шедевры получаются далеко не у каждого.
Почему у Жанны Галаниной из народного промысла получилось не просто создать бизнес, а ещё и узнаваемый народный бренд, пробуем разобраться вместе.
Не боги горшки обжигают. Как технологу по образованию, и увлечённому человеку по натуре, Жанне мечталось создавать роскошный фарфор, но оказалось, что начинать с него слишком сложно. Решила остановиться на майолике — которая с XVII века считается традиционным ярославским промыслом.
Как говорится в русской пословице: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Самое простое — зарегистрировать предприятие.
А потом начинается самое сложное и ответственное: найти инвестора, убедить его в прибыльности вложений, найти помещение, закупить материалы и оборудование.
Жанне повезло. Когда глаза горят, найти инвестора несложно. И вот мануфактура есть, цели понятны, идей множество, а где искать мастеров и клиентов не понятно. Мастера приходят, пожимают плечами и уходят: рисковое это дело идти работать в чужой стартап — не уговоришь. Но Жанна не из тех, кто привык сдаваться.
Поначалу делала фигурки сама, обучала мастеров. Тогда, в далёком 2013-м году мануфактура насчитывала всего 5 человек, таких же идейных, влюблённых в своё дело. Творили одержимо, безрассудно, без какого-то конкретного плана, исключительно в своё удовольствие, не замечая трудностей. Казалось, что их совсем нет. А трудности, конечно же были. Помимо желания что-то создать, нужно было понимание будет ли реализован продукт. Это сейчас уже известно, что любое изделие найдёт своего покупателя. А в то время когда мануфактура только училась делать первые шаги, прежде чем начать принимать заказы, нужно было показать, чего ты стоишь, что умеешь делать.
Когда появились первые подмастерья, учить их было практически не на чем: нет образцов изделий, нет форм. Есть только идея и голый энтузиазм. Так и приходилось Жанне самой крутиться как белка в колесе: месила глину, разводила краски, создавала первые образцы скульптур, делала формы, обжигала изделия, обучая при этом людей, выращивая их в мастеров..
И вот настал момент впервые показать своё искусство на ярмарке ремёсел в Москве. Тогда на огромном столе одиноко красовались 20 маленьких фигурок. Но это были СВОИ фигурки, и от этого распирала гордость. Так как это происходило в преддверии Нового года, то и тематика была новогодней: ангелочки и фигурки-колокольчики в виде символа года козы. Как вы уже догадались, с ярмарки Жанна уезжала уставшая, но довольная: все фигурки оказались проданы. Тогда впервые появилось то самое ощущение успеха, когда понимаешь, что не ошиблась в выборе пути. И закрутилось…
После выставки подарков в Москве в Гостином дворе настало время первых удивлений: с собой увозили добрые воспоминания и больше 10-ти заказов. А когда на третьей выставке к Жанне подошла женщина и сказала, что помнит какой была мануфактура, что следит за её развитием и радуется успеху, гордости не было конца. Это ли не народное признание?!
Признание появилось даже среди коллег. Теперь в мануфактуре работают лучшие мастера: скульпторы, художники. Быстро выросло количество коллекций. Профессионализм мастеров достиг такого уровня, что теперь они могут взяться практически за любой самый сложный заказ. Коллектив рос в геометрической прогрессии. С 5 человек в первый год он вырос до 30-ти человек всего за 5 лет. А когда на 6-й Новый год пришли 50 сотрудников, перехватило дух от этой мощи.
И если вы спросите, как хрупкая женщина справляется с этим, не возникает ли желание всё бросить, перестать жить работой, стряхнуть усталость, то представьте перед собой 50 человек, делающих своё дело с горящими глазами. И вы поймёте какой это даёт энергетический подъём.
Конечно, как и везде, характеры у работников мануфактуры разные. Того гляди, вспыхнет искра! Сложно ли ими управлять? И да, и нет. Сложно, потому что для собственника детище — не только его бизнес, но и люди, за которых в ответе. Каждый из них требует внимания, участия, заботы. И неважно есть у тебя силы, или нет.
Просто, потому что, когда всех знаешь, всегда можешь найти подход, нужные слова. Тот, кто разделяет ценности компании, остаётся и работает. Например, лепщица Аня Сидорова, работающая с 2013 года. Ну а неуживчивые люди уходят сами — их даже не нужно просить.
Так и крутится Жанна целый день: с одним обсудит планы, с другим уточнит сроки, у третьего попросит идеи, четвёртому просто скажет доброе слово поддержки. А когда затихает рабочий день, в тишине начинает творить. Перед глазами рисуются образы, которые нужно быстро перенести на бумагу, придумать, как лучше осуществить задумку, от каких сложных деталей декора можно отказаться в пользу узора.
Сегодня ярославскую майолику безошибочно узнают по почерку среди других изделий. Её любят, ждут в разных точках планеты. Оглядываясь назад на многолетнюю историю Ярославской Керамической Мануфактуры, от крохотной студии без заказов до солидного предприятия с огромным ассортиментом и в коллаборации с такими предприятиями как Союзмультфильм, Аэрофлот. Яндекс, понимаешь: что-то можно было сделать иначе, а чего-то не делать вовсе. Возможно, это была бы небольшая тесная мастерская из самый крутых художников и самых талантливых скульпторов.
Ведь, несмотря на успех, Ярославская Керамическая Мануфактура — это не про деньги, это про тепло и душевность, когда одним заснеженным вечером, сидя у камина, пожилой человек откроет перед затаившими дыхание маленькими внуками старую картонную коробку, заполненную древесной стружкой, и мирно лежащими фигурками Ярославской Керамической Мануфактуры, и скажет:
— Теперь это принадлежит вам. Это ТА САМАЯ майолика! Завещаю: передайте её по наследству вашим детям.
Жанна Галанина
Ваша Ярославская Керамическая Мануфактура 🧡